ALL FOR MUSIC, MUSIC FOR ALL

Пресса

ПРОШЛО ВРЕМЯ КОГДА МЕНЯ ИНТЕРЕСОВАЛО ПРОШЛОЕ. Сайт «Примафиша.ру» (12 февраля 2006)

Лет через десять Олег Чубыкин обязательно попадёт в учебники, хотя бы в музыкальные. Этот меланхоличный англоман известен тем, что в своё время создал группу "Тандем", ставшую символом мелодичного, лёгкого рока, который делают во Владивостоке.Чубыкинский хит "Rain" до сих пор крутится на большинстве радиостанций. В 2001 году группа распалась, и Олег двинулся покорять Москву, где успел написать кучу отличных песен.

- Олег, твоя музыка такая расслабленная, неспешная. Создаётся впечатление, что её сочинил человек, который никуда не торопится и смотрит на жизнь исключительно философски.

- Вообще на моих пластинках есть и танцевальные номера, но за мной закрепился стереотип, что я такой спокойный, меланхоличный. Не люблю стереотипы, но и бороться с ними мне не интересно.Мне кажется, что пластинки - это не место, где нужно показывать свою энергию, физкультуру. На пластинках должна быть музыка, музыкант должен заниматься музыкой.

Я недавно читал интервью одной рок-артистки, интервью в две полосы: один абзац про музыку, а остальное - про то, что она любит носить и в чём собирается выступать на концертах. Я немножко из другой породы музыкантов.

- Тебе не кажется, что в мире сейчас такая тенденция - музыка становится агрессивнее, тяжелее, эмоции зашкаливают. Тяжёлая музыка попала в мейнстрим. То есть нечто противоположное тому, что ты делаешь.

- Мне кажется, что в России вообще трудно говорить о каком-либо мейнстриме. Что такое мейнстрим? "Фабрика звёзд"? Агрессия, наверное, не должна быть целью музыканта. Я тоже рос в 1990-е годы на альтернативной американской музыке и обожаю, например, "Foo Fighters" и тяжёлые команды. Я люблю, когда музыкант экспериментирует. Например, терпеть не могу группу "Muse", но они меня удивили тем, что в их новом альбоме очень много фанка. И как раз проблема многих русских музыкантов в том, что они боятся экспериментировать. Или боятся, или не умеют.

А переставлять штампики - куплет, припев, соло, и при этом один и тот же ритмический рисунок, - могут. Но мне это не интересно.

- Давай вернемся в недалёкое прошлое. Всё-таки большинство помнит Олега Чубыкина как участника владивостокского самодеятельного проекта "Тандем", который в середине 90-х прошлого века считался "новой надеждой дальневосточного рока".

Популярность группы была нешуточной. Вы тогда находились на подъёме. Что случилось потом? Почему - "развод и девичья фамилия"?

- Очень трудно ужиться в коллективе таким разнонаправленным людям как Паша Руминов, Саша Иванов и Олег Чубыкин. Когда я недавно решил переиздать дебютный тандемовский альбом "Pitchfork for silence", то все эти детские склоки снова вылезли на поверхность.

Саша меня начал обвинять в том, что я делаю это только ради своей популярности. Но это просто смешно - мои пластинки продаются гораздо лучше! Нет, я не в обиде, и мы по-прежнему общаемся, но только не по деловым вопросам.

Ну а Руминов - у него свой мир, кино и т. д. Странно только, что во всех интервью последнего времени он перечисляет всех музыкантов, с которыми работал как клипмейкер, от Дельфина до "Ундервуда". Но "Тандем" не упоминает ни разу, как будто пытается вычеркнуть эту страницу из своей биографии.

- Чего не доставало "Тандему" на малой родине? Внимания поклонников? Чемодана баксов? Цивильных студийных условий? Или, как часто бывает, просто исчерпались идеи? Хотелось "сбросить старую кожу" и начать всё сначала?

- Не хватало шоу-бизнеса. Ты же, чтобы поехать на поезде, не сам прокладываешь железную дорогу? Все национальные журналы, радиостанции, телеканалы - в Москве. И лучшие студии. Я не против жить где-то в другом месте. На Эгершельде, к примеру. Но далековато добираться до работы...

На самом деле, я думаю, что если бы тогда группа не распалась, мы давно ездили бы на лимузинах и имели загородные дома с бассейнами. Зато у меня есть прекрасный сынишка.

- Сейчас с тобой работает новая команда...

- Да, недавно мы инкорпорировали гитариста Лоренца Гольдемана. Раньше он играл у Иракли, Димы Билана, Nevergreen, в какой-то попсовой лаже. Лорик выглядит очень импозантно, поэтому его и приглашали - для картинки. Потом, видимо, Лорику надоело быть картинкой, и он пришёл к нам. Сначала он был немного сдержанным, а сейчас я думаю, что он скоро меня затмит - настоящая рок-икона!

- Ты недавно поругался со звукозаписывающей компанией "Реал рекордз", которая поменяла порядок песен в одном из твоих альбомов...

- Я не очень люблю скандалить, но если дело доходит до принципиальных вещей, то я отстаиваю своё мнение. Я - спокойный человек, но пару телефонов разбил.

- А почему ты перестал сотрудничать с продюсером Леонидом Бурлаковым?

- Всё надо делать вовремя. Лёня - человек творческий и амбициозный. А я - сформировавшийся музыкант, у которого есть свои взгляды на искусство. Порой нам было тесно вместе. Например, как-то мы поспорили, какую обложку сделать к синглу "Rain".

У Лёни получилась коммерчески привлекательная версия, у меня - более авторская. В результате выпустили сингл сразу в двух вариантах оформления. В "Братьях Грим" Лёня нашёл хорошее приложение своим талантам. Я понял, что время расходиться - вот почему мы до сих пор дружески общаемся

.- Много лет назад в одном интервью ты сказал, что твоё идеально будущее такое: издать 12 пластинок, уехать на Сихотэ-Алинь и поселиться в глуши. О тебе должны будут ходить слухи о том, что ты сделал пластическую операцию, стал вегетарианцем и тайно пишешь альбомы в стол...

Ну как, твоя мечта за это время изменилась?

- Мечта не изменилась. Может быть, только изменится количество альбомов. Признаюсь, мне всегда импонировала фигура Джерома Сэлинджера, который в зените славы свалил в свой родной Коннектикут, где до сих пор пишет романы и не публикует их. Я, конечно, не против публиковать свои произведения. Но не представляю себя в 50 лет скачущим по сцене с гитарой в руках. Хотя "Rolling Stone" до сих пор выпускает хорошие пластинки. Так что загадывать не буду. Я ведь сочинил хитов только на первый миллион долларов.

- Олег, а как вообще ты пришёл в мир музыки, и был ли твой профессиональный выбор самостоятельным?

- Не знаю, мне с детства снилось, что я граблю магазин грампластинок. Наверное, выбор не случайный - я всегда хотел заниматься музыкой. Я в детстве мечтал научиться играть на пианино, но музыкальная школа была для меня непозволительной роскошью. Я узнал где-то, что есть так называемая "слепая клавиатура". Я нарисовал клавиатуру пианино и играл на ней, представляя звуки. Ну а в 10 лет я уже давал воображаемые интервью журналам "Rolling Stone" и "Billboard".

- Кстати, ты периодически пишешь рецензии на диски для российского журнала "Rolling Stone". Это началось с "Rolling Stone", или раньше?

- С "Rolling Stone". Мне предложил уважаемый мной критик Андрей Бухарин. Честно говоря, я уже несколько раз пытался отказаться от почётной обязанности писать в это уважаемое издание, но всё время слышу один и тот же ответ: некому писать о мейнстриме. Про какую-нибудь неизвестную, но культовую команду написать всегда найдётся десять желающих, а написать про последнюю пластинку Шерил Кроу некому. Для меня это удивительно.А что касается русских артистов...

У большинства музыкальных журналистов неправильные инстинкты. Все мы росли, когда "совок" разрушался. Но вот это общее мнение, что в России ничего по определению не может быть создано приличного, оно так и осталось с тех времён. Большинство журналов на самом деле - это имитация музыкальной критики. Все мнения журналисты читают в журнале "NME", потом бесконечно составляют свои топы лучших летних песен, лучших зимних песен, весенних...

А музыкальная жизнь у нас вообще в другом месте происходит. Нет связи между институтом музыкальных экспертов и той реальностью, которая происходит сегодня в музыкальной жизни российской.

- Полезно ли музыканту заниматься музыкальной журналистикой?

- Мне несколько раз доносили мнение, что у меня очень много музыкальных терминов. Но послушай, если всё-таки ты пишешь о музыке, ты должен хоть как-то поверхностно разбираться в ней, чтобы не выглядеть смешно, когда тебя будет читать музыкант.

У публики очень мало времени, и хорошо, когда какая-то статья, написанная тобой, заставит человека пойти и купить пластинку, открыть для себя какую-то новую музыку. Вот в этом, мне кажется, главный смысл работы критика.

- Ты также достаточно известен как саундпродюсер. По какому принципу ты берёшься за ту или иную работу?

- Вообще у меня такой подход: если я что-то могу сделать сам, я это делаю. Я сам оформляю свои пластинки, и в студии всегда работал самостоятельно. И в какой-то момент у меня накопился опыт, и не то чтобы я к этому стремился, но... Однажды я записал второй альбом группы "Сегодня ночью".

И это был даже не бизнес, потому что я зарабатывал сущие копейки, но, на мой взгляд, пластинка получилась, и после этого пошла какая-то мода, мнение, что если Олег Чубыкин записывает, то это попадает на радио и так далее. Для продюсера же это очень важно. В последнее время приходят и говорят: "Сделай это для "Европы Плюс", "Сделай для радио Maximum...

Беседовал Сергей Бородин